Горский этикет. Как воспитывают своих детей народы Дагестана

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Reuters

Этнические традиции воспитания в Дагестане утрачиваются. Такой вывод можно сделать после бесед с местными жителями, которые стараются сохранить традиции. По их словам, кодекс поведенческих норм, знакомый всем многочисленным народам Страны гор, укладывается в два слова — «яхI-намус», что означает жертвенную любовь к родине, неподкупность и умение смотреть на себя со стороны. 

Горский этикет с принципами скромности, взаимопомощи, гостеприимства распространяется на все дагестанские народы. По общей традиции мужчина должен быть добытчиком, женщина — хранительницей очага. Соответственно в девочках воспитывается скромность, терпение, степенность и спокойствие, в мальчиках — темпераментность, шустрость, сообразительность.

Мальчикам не разрешается плакать. У нас уделяют большое внимание их физическому развитию, занятию спортом. Отличия у разных народов Дагестана связаны лишь с трудовой деятельностью. Одни ткут ковры, другие обжигают горшки. Детей с детства приобщают к труду. Девочки ведут домашнее хозяйство, готовят, шьют, вяжут. Мальчики занимаются своими традиционными производствами. 

Однако часто в городских условиях детям бывает нечем заняться, они предоставлены сами себе. Например, в Махачкале Магомедмурад Мусаев прививает молодежи традиционное воспитание через любовь к лошадям. Он руководит конным клубом и обучает детей джигитовке.

Джигитовка — это не только особые навыки наездника. Это еще и развитие ответственности. Раньше уздени (воины-крестьяне в Дагестане) сами не ели, но лошадь голодной не оставляли. Горцы были не просто кавалеристами, они совершали трюки во время конных сражений. Для всего Кавказа джигитовка — это национальное достояние.

Традиционное воспитание заложено в национальной культуре. Например, национальный танец воспитывает юношей и девушек достойному поведению в обществе. Уважаем тот, кто в совершенстве владеет искусством танца. А когда национальный танец исполняют не совсем умело вульгарно одетые юноши и девушки, со стороны это смотрится некрасиво, пошло. Многие молодые люди так и не приобщились к традиционным поведенческим нормам, которые укладываются в два слова — «яхI-намус». Это жертвенная любовь к родине и ближнему, неподкупность, порядочность и умение смотреть на себя со стороны. 

Ансамбль «Сари-хум» из Кумторкалинского района. Фото: РИА "Дагестан"

Преподаватель Сабина Гаджиева разделяет эту точку зрения. По ее словам, плохие танцоры плохо себя ведут не только на свадьбах, но и во время лекций в вузе, на улице, в семье.

Не обязательно в совершенстве владеть всеми трюками зажигательной лезгинки. Это очень сложно, причем у каждого дагестанского народа свой танец. Просто не нужно ронять свое достоинство. Нужно знать нормы этикета, например как приглашать девушку на танец, какой должна быть концовка. Без всякого повода устраивать танцы на улице — это не в наших традициях. 

Местные педагоги напоминают, что молодежь теряет и традицию уважения к старшим. При виде старших уже не встают, рассказывают анекдоты, употребляют жаргонные слова, обращаются к старикам на «ты». Тренер по джигитовке Магомедмурад Мусаев считает, что как в учебе, так и по поведению в школах нужно ставить оценки. 

Фото: Reuters

Без положительной оценки по поведению выпускник, будь он хоть будущий космонавт, не должен получать аттестат зрелости. Мы все становимся свидетелями неадекватного поведения молодежи. Об опыте этнической и народной педагогики, что использовали даже в советское время, давно забыли. Без этого мы не станем хорошими педагогами. Нужно создать клубы педагогов. 

Вместе с тем президент Дагестанской федерации стрельбы из лука Джамал Махтибеков считает, что плохое поведение молодых людей не повод их ненавидеть. Энергии современных горцев, считает собеседник, нужно давать четкое и продуманное направление. И главное сейчас — это создать для молодых рабочие места.

Когда они вдали от своих старших и идут, например, в компании по городу или находятся в общественном заведении, им хочется пощекотать нервишки, получить дозу адреналина — да, это известно. Кровь у наших людей всегда была горячая. Ненавидеть и осуждать мы всегда готовы, но мы не смотрим в суть вещей. Чтобы котелок не лопнул, надо дать ему возможность выпустить пар. Нужно задействовать их энергию и пустить ее в мирное русло — дать работу. 

Фото: Reuters

По словам Мехтибекова, мужчине не обязательно владеть техникой джигитовки, а женщине шить черкеску или вязать джурабики. Главное, по его словам, чтобы мужчина обеспечивал и защищал семью, воспитывал детей по традициям — почитать старших, хранить честь и достоинство, язык своей народности, помогать ближнему, прививал им доблесть, отвагу. Женщине же важно проявлять заботу, быть матерью, уметь готовить свои национальные блюда.

Традиции наших предков подменили на посаженные «приоры», красные мокасины, закрывающие глаза челки, блатные манеры. Молодежь стала бесстрашной и амбициозной — всё это неплохие качества, если рассматривать в рамках патриотизма ради здоровых целей. Но зачастую речь идет о худших сторонах этих понятий. Хотя, я считаю, сегодня есть и хорошие предпосылки для развития здорового общества, чувствуется тяга молодежи к своим корням, это становится модой. 

Впрочем, многие традиции трудового воспитания до сих пор соблюдаются во многих районах Дагестана.

Фото: Reuters

Наиболее торжественно даргинцы отмечают праздник первой борозды, знаменовавший собой начало нового сельскохозяйственного года и справлявшийся весной, в пору пробуждения природы. До этого праздника никто не имел права выйти на пахоту, а тот, кто нарушал традицию, платил штраф. Основа торжества — обрядовая запашка поля. Важное место в ритуале занимали магические приемы. Главным пахарем выбирали наиболее везучего, уважаемого человека, чтобы урожай был изобильным. Он надевал шубу, вывернутую наизнанку, что выражало пожелание богатого урожая: «Как густа шерсть у шубы, пусть так же густо вырастет урожай». Пахаря обливали водой, чтобы не было засухи. На таких трудовых традициях воспитывается молодежь и сейчас в Акушинском, Левашинском районах Дагестана.

— Я поражаюсь, когда учитель или родитель говорит: «О чем я буду говорить с детьми, не знаю». Я считаю, что такие люди не знают ничего о Дагестане. Их образование очень сомнительно, они не любят свой край, у них нет патриотических чувств. У нас в Дагестане в каждом ауле есть люди, которые достойны подражания, их трудовая деятельность — подвиг, не отмеченный медалями и грамотами. Но долгая праведная жизнь, прожитая в честности к своему труду, в рьяном служении вере, есть яркий пример для воспитания. 

Видео

О том, какую роль в воспитании горцев играет мать

Видео: Kaspiy TV

Прислала
Мирада Ванова

пенсионер

Да ведь это же самое нужно всем народам и всем национальнностям воспитывать в своих потомках: «Чтобы мужчина обеспечивал и защищал семью, воспитывал детей по традициям — почитать старших, хранить честь и достоинство, язык своей народности, помогать ближнему, прививал им доблесть, отвагу. Женщине же важно проявлять заботу, быть матерью, уметь готовить свои национальные блюда.» И ещё: надо прививать уважение к людям всех национальностей, религий и учить детей оценивать людей не по тому, к какой национальности он принадлежит, а по его воспитанности и трудолюбию!

Автор

Муса Мусаев

Над статьей работали

Ксения Гагай, Мирада Ванова

7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Иван Мотыкин 12 июня 2014, 10:54

В общем-то правильно говорят - необходимо энергию молодежи направить в правильное русло: развивать сеть спортивных кружков и секций, поощрять волонтерство, а главное дать молодежи нормальную работу с перспективами и надеждами на лучшее будущее.... Это стати не только дагестанской молодежи касается, а и молодых людей из всех уголков страны.

Сергей Антонов 12 июня 2014, 11:36, Изменено: 12 июня 2014, 11:40

Еще не следует забывать о развитии национальных традиций и обычаев. Все-таки своя культура, свои традиции это основа любого общества. Общество, которое не помнит своей истории теряет свой уникальный облик, а значит и самое себя.

Дмитрий Игнатьев 12 июня 2014, 12:08

Тенденция к потере молодежью традициям своих предков, к ослабеванию моральных норм давно наблюдается во всем нашем обществе и не только у кавказских народов...

Евгения Иванова 12 июня 2014, 22:00

Самое важное - это то, как их поколения в поколение передаются особенности национальной культуры. Многим народностям стоит этому уделить особое внимание.

Отмечено
редакцией

Мирада Ванова 13 июня 2014, 05:04, Изменено: 15 июня 2014, 21:38

Да ведь это же самое нужно всем народам и всем национальнностям воспитывать в своих потомках: "Чтобы мужчина обеспечивал и защищал семью, воспитывал детей по традициям — почитать старших, хранить честь и достоинство, язык своей народности, помогать ближнему, прививал им доблесть, отвагу. Женщине же важно проявлять заботу, быть матерью, уметь готовить свои национальные блюда." И ещё: надо прививать уважение к людям всех национальностей, религий и учить детей оценивать людей не по тому, к какой национальности он принадлежит, а по его воспитанности и трудолюбию!

А А 15 июня 2014, 08:41

Любовь

Муса Мусаев 16 июня 2014, 21:32

Нужно повысить авторитет педагогов. Социальный статус, и материальное положение учителей, не соответствует их миссии. Они не являются авторитетами ни для родителей, ни для учителей. Поэтому такой результат

Добавить комментарий